Принципиальная схема блока кодирования и де-кодирования
Рис. 3. Принципиальная схема логической части каналов управления сиетоннм потоком
Может быть предусмотрена возможность и постоянного горения любой из ламп. Для этого вход компаратора следует подключить не к конденсатору 1С1 ... 22С1, а к движку резистора 1R1. Тогда яркость лампы будет регулироваться этим резистором.
Формирователь служит для формирования прямоугольных импульсов из близких к синусоиде сигналов, записанных на магнитной ленте.
По своему построению и принципу работы формирователь аналогичен блоку формирования синхроимпульсов.
Конструкция и детали. Вся установка смонтирована в одном корпусе по блочной системе, чем обеспечивается легкий доступ к каждому из блоков.
Основанием конструкции служит рама из алюминиевого уголка размерами 1000x550 мм, разделенная на три секции перегородками. Эти перегородки придают дополнительную жесткость конструкции. В каждой секции находятся текстолитовые панели размерами 400x300 мм. В первой установлены автоматический выключатель АЕ3000 для защиты от коротких замыканий в нагрузке, силовые диоды В25, расположенные на стандартных алюминиевых радиаторах площадью 180 см2, и блок питания. Все стабилизаторы блока питания собраны на печатной плате, кроме регулирующих транзисторов, которые установлены на радиаторах площадью 120 см2. На этой же плате собран блок синхронизации.
Рис. 4. Принципиальная схема блока синхронизации
Рис. 5. Принципиальная схема генератора пилообразного напряжения
Рис. 6. Принципиальная схема стыковочного модуля
Для стыковки синтезатора с лампами использован разъем ШР32; для стыковки блоков между собой — РПНи РШ2Н.
Во второй секции находятся 22 тиристора К.У202Н, расположенные на алюминиевых радиаторах площадью 25 см2 и толщиной 5 мм. В качестве этих радиаторов использован алюминиевый уголок 50x10 мм, на одной полке которого установлен тиристор, а другая, меньшая, использована для крепления к плате.
В этом же отсеке установлены импульсные трансформаторы МИТ-3 с диодами Д220. Трансформаторы можно применить самодельные, намотанные на кольцах типоразмера К20Х7Х4 из феррита 600НН проводом ПЭЛ 0,15 — 0.2, количество витков — 100 в каждой обмотке.
Находящиеся в третьей секции остальные блоки устройства собраны на печатных платах размерами 120X150 мм, заканчивающихся 56 контактными разъемами. Они вставляются в разъем РПН-З-бк. Провода, связанные с конденсаторами клавиатуры, должны иметь длину не более 50 см, они выполнены витыми парами (два провода, скрученные вместе, один из которых является экраном). Экранный провод должен быть заземлен в начале и в конце линии.
Рис. 7. Принципиальная схема блока питания
Контакты клавиатуры представляют собой гер-коны КЭМ-2, расположенные под клавишами. Клавиши — от рояля, в них вмонтированы небольшие магниты. Все клавиши крепят на единой оси. Их ход составляет 10 — 12 мм, что вполне достаточно для надежного срабатывания герконов.
При отсутствии герконов можно использовать микропереключатели КМ1, можно применить и сенсорное управление.
Справа и слева от клавиатуры расположены ползунковые резисторы для управления разгоранием и погасанием ламп.
В синтезаторе применены малогабаритные детали: резисторы МЛТ-0,25, электролитические конденсаторы К50-6, остальные — КЛС, переменные резисторы СП-23а. Трансформаторы в блоке питания — ТН46.
Настройку начинают с того, что убеждаются в правильности соединения. Затем проверяют работу стабилизаторов блока питания, подключая эквиваленты нагрузок. При изменении сетевого напряжения на ±20% напряжение на выходах схем стабилизаторов не должно изменяться более чем на 2%.
Рис. 8. Эпюры напряжения, поясняющие принцип регулирования накала ламп: о -процесс угасания; б — процесс разгорания
Затем проверяют работу блока защиты питания.
Для дальнейшей настройки необходим осциллограф с входом постоянного тока (С 1-18, С1-30 С1-47ит.
д.).
Проверяют наличие импульсов на выходе блока синхронизации. Они должны следовать с частотой 100 Гц и иметь амплитуду 2,5 — 3 В.
Следующий этап — проверка компараторов и усилителей мощности, генераторов пилообразного напряжения. Удобно собрать на небольшом щите 22 лампы накаливания на 220 В мощностью 15 Вт и подключить их-к тиристорам.
Проверяют наличие пилообразного напряжения на выводе 9 каждого компаратора (амплитуду 1,5 В подбирают с помощью резистора R2). На вывод 10 каждого компаратора подают напряжение 0,1 — 1,5 В. При напряжении 1,5 В тиристор не должен включаться, и по мере уменьшения потенциала на выводе 10 лампа будет гореть ярче. При номинальном напряжении сети и в крайнем нижнем по схеме положении движка резистора на лампе должно быть не менее 210 В.
При подаче логической «1» на вход стыковочного модуля должен включаться соответствующий канал, причем скорость разгорания должна регулироваться.
При подаче логического «0» лампа гаснет, также с регулируемой скоростью.
Проверяют работу блока кодирования и декодирования импульсов и делителя.
Распределитель проверяют следующим образом: временно отключают шину «Сброс» от вывода 8 микросхемы Mel 1.2 и шину «Сдвиг» от вывода. 6 микросхемы Mel 1.1. На шину «Сброс» кратковременно подают логический «0». Распределитель при этом должен быть установлен в исходное состояние. Затем на шину «Сдвиг» подают одиночные импульсы. На выходах распределителя (с 1-го по 23-й) поочередно должен появляться логический «0».
Переключатель B1.1 — B1.4 ставят в положение «Запись». При нажатии клавиш должны включаться лампы соответствующего канала. При отжатой клавише лампа должна гаснуть. Подключают магнитофон и записывают любую последовательность включения клавиш. Затем переключатель ставят в положение «Воспроизведение». Проверяют работу формирователя. На его выходе должны быть четкие прямоугольные импульсы.
Проверяют работу селекторов канала и сброса, а также работу JK-триггера.
Следует отметить, что правильно собранное устройство почти не требует налаживания, а описанная выше методика приведена для нахождения возможной неисправности.
В заключение следует отметить, что данная конструкция требует определенного мастерства исполнения для создания художественного образа.
Авторы рекомендуют исполнителям внимательно ознакомиться с имеющейся литературой по цветомузыке, например с книгами Г. Фрининга, К- Ауэра «Человек — цвет — пространство» (Строй-издат, Москва, 1973) и Б. Галеева «Светомузыка: становление и сущность нового искусства» (Казань, 1976).
24.2.2 Л 87
Л87 Лучшие конструкции 28-й выставки творчества радиолюбителей. Сборник / Сост. А. В. Гороховский. — М.: ДОСААФ, 1981. 159 с., ил. 1 р. 70 к.
Помещены статьи о лучших разработках радиолюбителей -участников выставки. Рассказано о спортивной, звукотехнической, электромузыкальной, радио- и телевизионной измерительной аппаратуре и аппаратуре для народного хозяйства, которая еще не была описана в технической литературе.
Для радиолюбителей средней квалификации, имеющих достаточный опыт в чтении схем, в монтаже и налаживании радиотехнических устройств.
30406 — 022
Л------------85—80 2402020000 24.2.2
072(02) — 81
ЛУЧШИЕ КОНСТРУКЦИИ 28-й ВЫСТАВКИ ТВОРЧЕСТВА РАДИОЛЮБИТЕЛЕЙ
Составитель Анатолий Владимирович Гороховский
Редактор Л. И. Карнозов
Художник В. А. Клочков
Художественный редактор Т. А. Хитрова
Технический редактор С. А. Бирюкова
Корректоры В. Д. Синева. И. С. Судэиловская
Сдано в набор 12.12.79. Подписано в печать 22.01.81. Г-44475. Формат
60X90 1/8. Бумага типографская № 2. Гарнитура литературная. Печать
глубокая. Усл. п. л. 20,00. Уч.-изд. л. 22,10. Тираж 150000 экз. № за
каза 1054. Цена 1 р. 70 к. Изд. № 2/1933.
Ордена «Знак Почета» Издательство ДОСААФ СССР. 129110. Москва,
И-110. Олимпийский просп.. 22.
Ордена Трудового Красного Знамени типография издательства ЦК КП
Белоруссии, Минск, Ленинский проспект, 79. 160
© Издательство ДОСААФ СССР, 1981 г.
OCR Pirat