В стиле РЕТРО


Старая и популярная


Кто возьмется отрицать тот факт, что лампа ЕСС83 является самой популярной, когда требуется большое усиление сигнала по напряжению? Из современных триодов это, пожалуй, единственная лампа, что обладает большим усилением (m = 100). До нее с таким усилением была 6F5 (6Ф5С), но то был монотриод с октальным цоколем.

Оговоримся сразу, чтo точной (с фактами) истории создания 12АХ7 у нас на руках нет, но, как только мы получим ж. «Vacuum Tube Valley» № Т, где она опубликована, опять же вместе с сессией прослушивания, то обязуемся перевести и выдать на страницах «Вестника».

Производители радиоприемников уже успели оценить достоинства миниатюрных пальчиковых ламп, впервые выпущенных на рынок фирмой RCA в 39-41 г. В Европе миниатюрные лампы появились после войны. Однако Mullord и Mazda, затем Philips и Telefunken были поставлены перед выбором — продолжать ли дальше разработку и производство ламп с цоколем RimLock или вовремя перейти на 9-ти штырьковый цоколь, к тому времени уже вовсю производимый американцами. RimLock подобен цоколю Locktal, только меньше размером и без выходящего наружу штенгеля, укрытого ключом, как это сделано у октальных/локтальных цоколей.Штырей у него тоже было 8. Так что соперничество европейских и американских производителей представляло собой не просто формальное столкновение разных конструкций, но и дальнейшую борьбу за рынки. К этому моменту появилась организация НАТО и конфликт был решен в пользу 9-ти штырьковой лампы, с названием noval. Из-за нее многим европейским ламповым заводам пришлось отказаться от производства лампы ЕСС40, прекрасного двойного триода, близкого по характеристикам к 6N7/6H7C; последним, кто прекратил его делать, был Tungsram, наши же его так и не освоили. На тот момент MOV (Marconi Osram Valve) и Philips оказались самыми продвинутыми компаниями и первыми ввели noval. В 1947г. у MOV появился пентод Z77/B7G/CV138/ EF91 (семиштырьковая), a Philips/Milliard вовремя переделали пентод UL41 в EL41, ставший первым миниатюрным пентодом для звуковых целей, от которого затем пошло целое семейство во главе с ЕL84/6П14П.


  Компания Philips собрала под свою крышу в Эйндховене самую мощную команду исследователей и разработчиков и уже в 48-м году явила миру ставшую скоро знаменитой троицу — ЕСС81/82 и 83. Первое упоминание об этом я нашел в Miniwatt Pocket Book, филипсовском справочнике за 1957г. Кто действительно имеет приоритет на ЕСС83/12АХ7 не знаю, но год спустя, в 1949-м, компания RCA ответила выходом семьи 12А с более длинным списком: 12АТ7, -AV7, -AU7, -АХ7, -AY7, -AZ7. Самая долгая жизнь суждено была лампе 12АХ7. Притом, что и АТ7, и AU7, и любимая микрофонщиками AY7 применяются и доныне, АХ7 остается безоговорочным лидером по современному производству и применяемости. Только она оказалась лампой настолько универсальной, одинаково пригодной для использования в индустриальном оборудовании и в звуковом — студийном, для сцены и бытовой технике.
    Позднее появятся субминиатюрные лампы для спецтехники, не уступающие и часто превосходящие пальчиковые. Это лампы с индексом Б в конце названия, которые еще ждут своего часа у звукотехников; будут и нувисторы, о звуковых возможностях которых до сих пор не стихают дискуссии, но пальчиковые производятся до сих пор — Саратов, Калуга, Shugang (Китай), Tesla/ Groove Tube (Чехи/Штаты), Ei/Edicron(Югославия/Англия), и заката их популярности не видно.
    Производители ламп, почувствовав, что 12АХ7 оказалась лампой весьма удачной, принялись создавать клоны, причем каждый всяк по своему. Со временем оказалось, что нет ни одного завода, где бы не делалась своя версия 12АХ7.
    Кто знает, может быть хрущевская «оттепель» как раз помогла нашим разработчикам взяться за внедрение этой лампы. По параметрам она несколько отличается от оригинальной (S - 2 mA/V, m = 97.5); главным же отличием было то, что напряжение накала было только 6.3 V против 12.6/6.3 V, а 9-я ножка использовалась как экран между двумя триодами. Впрочем, по конструкции катода (плоский против круглого), размерам анода наша лампа также ощутимо отличалась от оригинальной.


Естественно, цоколевка ее совпадала с общепринятой, но тоже с оговоркой. Если импортную лампу можно было установить взамен нашей, соответственно перебросив выводы на панельке, то при питании импортной 12.6 V накала,нашу уже не установить. Существовала легенда: нити накала у наших ламп включались параллельно потому, что технологически нельзя было обеспечить равенство сопротивлений двух раздельных нитей и включить их последовательно*. Вряд ли это было весомой причиной.
    Вслед за вновь разработанной 12АХ7 появились версии с различными специальными требованиями. У американцев лампой, отобранной для звуковых применений (малый шум, отсутствие микрофонного эффекта и др.), стала 7025 и 6EU7, хотя последняя имеет иную цоколевку.
    Британские производители:, еще до войны объединившиеся в картель с названием BVA (British Valve Manufacturer Association), выпускали лампы с собственными названиями, расшифровке которых с ходу логике не поддается.**
    General Electric Company (UK) производила В339, Mazda — 6L13. Компании Mullard и Brimar, имевшие гослицензию на выпуск ламп для военных (Army + Navy = JAN), делали очень необычные ЕСС83 под номерами M8137/CV4004. В технической литературе такая конструкция называлась boxed anode, то есть «коробчатый анод». Он полностью закрывал сетку и катод, без каких-либо отверстий и был строго прямоугольной формы. Ширина его была раза в полтора больше обычной 12АХ7.***
    Кроме CV4004, Mullard производил «обычные» 12АХ7 с большим ребристым анодом, за которыми сегодня буквально охотятся отъявленные аудиофилы.
    Под фабричной маркой Philips с номером 6057SQ (Special Quality) известна еще одна версия 12АХ7; она имеет потребление тока по накалу около 0.4 А и ориентирована для работы в армейском оборудовании.
    К сожалению, до сих пор не пришлось встретить 12АХ7 небольшой голландской (американской?) фабрики Amperex/Philips, которая известна серией звуковых ламп с названием Bugle Boy (мальчик-горнист).


    Наконец заводы на континентальной Европе производили бесчисленное множество ЕСС83. Самыми популярными из них были Telefunken, Siemens, Tesla, Tungsram. Восточная Германия производила лампы аж на пяти (!) национализированных предприятиях,ставивших престранные значки на баллонах. Из них нормальные: WF, RFT и RWN Neuhaus. Все лампы серии ЕСС81, 82, 83 Made in DDR всегда (!) имели маленький анод (11 мм), причем форма его была единой для всех трех типов, изменялась лишь внутренняя структура. Вот пример высочайшей унификации! Хотя в России на эти лампы минимальный спрос, меж тем они имеют мелодичную сигнатуру.
    Имея на руках столь солидный выбор ламп, открыли и мы для себя «страшную тайну», впрочем, хорошо известную в цивилизованном мире под названием rebrand. Это когда одна компания производит для другой и вторая ставит на баллон свой фирменный знак. Такая практика была довольно распространена и Америке, и в Европе. Tesla и Tungsram, в силу высокого качества их продукции, использовались для такой операции наиболее часто. Однако не смотря на rebrand, у каждой фирмы было свое «родимое пятно», по которому можно было безошибочно определить истинную оригинальность.

    Mullard делал поверхность донышка матовой, на которой оттискивалась зеркально перевернутая буква латинского алфавита. Хорошо клеймили и тем самым защищались от подделок американцы. В верхней части пальчикового баллона был вытравлен тип лампы, но только не название фирмы! Поняти rebrand в Штатах появилось задолго до войны, пожалуй, с 1928 г., когда Westinghouse по заказу RCA разработала триоды 45-й и 50-й и производила их, но долгое время они носили знак RCA. Поэтому, после операции травления на баллоне могла появиться надпись дистрибьютера, к примеру Conraq. Чтобы не «попасть на деньги» — проконсультируйтесь! По малозаметным признакам (форма геттера, его крепление, контуры слюдяных держателей) можно с большой вероятностью определить, что это не китайцы, югославы, восточные немцы или многочисленные российские, а настоящий «галапагосский двойной триод» (каюсь, дурацкая шутка — моя.


А. Б.).
    У Tungsram — никелевый ( 2x2 мм) нумерованный флажок, приваренный к аноду в верхней (реже в нижней) его части. Telefunken имел свою особую метку — между ножками отпечатан рельефный квадратик, именуемый в свое время «diamond mark». Без него лампа либо подделка (процветала в свое время, да и сейчас не редкость), либо relabel/rebrand самой Telefunken от постороннего производителя, предназначенная для неответственной работы. Хотя следует признать, что relabel эта известная фирма не позволяла ставить на плохих лампах, они были, как правило, Testa. Siemens оставлял две характерные засечки наверху баллона и таких же четыре, если лампа несла знак Philips.
    Начиная с середины 60-х этот электронный гигант стал медленно сворачивать производство ламп у себя на родине и все больше переносить производство под крышу предприятий, попавших в частичную или полную зависимость от Philips. Кроме Mullard, под влиянием концерна оказались Sylvania, Amperex (в Штатах), немецкие Valvo, Telefunken, венгерский Tungsram, французская Dario и австрийская Triotron. Лампы этих фирм, стало быть и 12АХ7, экспортировались по всему миру, имея на своем баллоне знак «Philips». Так что приобретая экзотическую лампу за бешеные деньги, стоит лишний раз присмотреться и попытаться узнать, чья она на самом деле. Хотя такая «чужая» лампа вовсе не обязательно окажется плохой, но вот обувь сбивать в поисках какой-либо «особенной Dario Miniwatt» не стоит. Если это явно не подделка, имеет позолоченные ножки и знак SQ, то вряд ли стоит сомневаться в подлинности лампы. К сожалению, даже у самых серьезных фирм надпись на баллонах была сделана разве что не акварелью, и снять ее не составляло труда. Соответственно, на «чужих» лампах можно было без труда накатать нужный знак.
    Коль скоро Западная Европа к нам ближе Америки, то естественно и ламп от европейских заводов у нас больше. Вот о них стоит сказать подробнее.

Содержание раздела